Тест раций.

Хотелось бы увидеть форум, где каждый владелец той или иной модели радиостанции мог бы рассказать обществу о плюсах и минусах конкретной радиостанции (абстрагируясь от диапазона).

Тест раций.

Сообщение Алексей Fisher » 28 фев 2010, 21:07

Это в городе тепло и сыро - а за городом зима, зима, зима!
Наконец-то задуманное совершилось! Результаты тестирования были предсказуемы, но я все-таки надеялся на бОльшую дальность, особенно у Штурманов с антенной "суперфлекс". Итак, тестировались пары раций:
1. Kenwood TH-K4AT + Kenwood TH-K4AT (LPD , 13 канал)
2. Yaesu FT-60 + Yaesu FT-60 (LPD, 13 канал)
3. Alan-42 + MAYCOM SH-27 СиБи, 40 канал С евр.
4. Штурман-6АМ + Штурман-6АМ СиБи, 40 канал С евр.
Все рации тестировались именно как переносные, с питанием от батарей (Alan-42, MAYCOM SH-27) или штатных аккумуляторов (все остальные), антенны у всех раций - штатные "крысиные хвостики", + на Штурманах использовались серийно выпускаемые КБ Беркут антенны "суперфлекс" (удлиненный "крысиный хвостик" с коротким болтающимся проводом в качестве противовеса. Выбор каналов определялся следующим: в LPD 13 какал вроде когда-то "застолбили" в качестве клубного, а в СиБи 40 С евр. - единственный свободный канал у Штурманов, совместимый с Alan-42 и MAYCOM SH-27 (у Штурмана 6 каналов, но из них 2 "дырки" - не совместимые с Alan-42 и MAYCOM SH-27 и три "общих" канала - дальнобои, С9 и С19 (аварийные), которые при тестировании занимать не стОит). Представлял интерес 144 мГц у Yaesu FT-60, но законность его использования под очень большим вопросом, поэтому ограничились только официально разрешенными частотами. Место проведения - первая бетонка между Носовихинским и Егорьевским шоссе, время с 11-30 до 12-30, погода: примерно -2 -5 градусов, переменная облачность, без осадков. Один оператор находился на одном месте в лесу (база), другой перемещался по заранее выбранным точкам, для связи из машины выходил, чтобы не экранировал корпус автомобиля. Точки отмечались на навигаторе (навигационная программа Навител), расстояние от базы до текущей точки определялось в программе SAS GiS (для контроля использовались космические снимки)
Расстояние между точками определялось с погрешностью около 10 метров. Местность ровная, лес, местами заболоченный.
Качество связи оценивалось по 5-балльной шкале:
5 Принимается все полностью (100%)
4 Теряются отдельные слова (50-80%)
3 Прием с большим трудом (30-50%)
2 Едва разборчивы отдельные слова, прием практически невозможен
1 Неразборчиво, прием невозможен

А вот и сами результаты (качество связи оценивалось и на точке и на базе):

Точка 1. Расстояние до базы - 1 км 460 м От точки до базы - лес. Пара Kenwood TH-K4AT - 5 баллов, пара Yaesu FT- 60 - 5 баллов, Alan-42 - Maycom SH-27 3 балла, Штурманы со штатной антенной - 4 балла, Штурманы с "суперфлексом" - 5 баллов.

Точка 2. Расстояние до базы 1 км 780 м Между точками 1 и 2 высокая насыпь (высотой примерно 20-25 м перпендикулярно направлению на базу). От точки до базы - лес. Пара Kenwood TH-K4AT - 5 баллов, пара Yaesu FT- 60 - 5 баллов, Alan-42 - Maycom SH-27 2 балла, Штурманы со штатной антенной - 3 балла, Штурманы с "суперфлексом" - 5 баллов.

Точка 3. Расстояние до базы - 3 км 700 м От точки 3 по направлению на базу 1 км и 100 м поле, далее лес. Пара Kenwood TH-K4AT - 4 балла, пара Yaesu FT- 60 - 4 балла, Alan-42 - Maycom SH-27 0 баллов, Штурманы со штатной антенной - 2 балла, Штурманы с "суперфлексом" - 4 балла.

Точка 4. Расстояние до базы - 3 км 370 м От точки до базы - лес Пара Kenwood TH-K4AT - 3 балла, пара Yaesu FT- 60 - 3(4) балла, Alan-42 - Maycom SH-27 0 баллов, Штурманы со штатной антенной - 3(4) балла, Штурманы с "суперфлексом" - 4(5) балла.

Точка 5. Расстояние до базы - 5 км 140 м От точки до базы - лес. Пара Kenwood TH-K4AT - 0 баллов, пара Yaesu FT- 60 - 0 баллов, Alan-42 - Maycom SH-27 0 баллов, Штурманы со штатной антенной - 0 баллов, Штурманы с "суперфлексом" - 1(3) балла. На 5 точке был момент, когда на суперфлекс было слышно даже на 4, затем связь стала неприемлемой также неожиданно, как и появилась.

На обратном пути подключил Алан-42 к питанию от бортовой сети автомобиля и к автомобильной антенне - устойчивая связь с автомобильной рацией на базе появилась примерно на расстоянии 4 км 200 м.
Теперь короткие выводы: по ощущениям Yaesu FT- 60 однозначно "сделал" Китаенвуды (что и следовало ожидать). Alan-42 и Maycom SH-27 со штатными крысиными хвостами не выдерживают никакой критики (привет Кабану!). Максимальная дальность связи в лесу, как и ожидалось - на диапазоне Си Би на Штурманы с антенной "суперфлекс". Штатная антенна у Штурманов не впечатлила совершенно. На трассе Alan-42 с автоантенной и питанием от бортовой сети обеспечивает 4 км - вполне достаточно для контроля дорожной обстановки. Можно предположить, что в лесу Yaesu FT- 60 гарантированно обеспечит связь до 3-4 км (на 144 мГц может и больше, но это незаконно), Штурманы потянут 4-5 км именно в мобильном варианте, Китаенвуды имеют право на существование для связи между машинами в колонне (чтобы не занимать 15 канал в СиБи) и для связи со штурманом в говнах.
PS Сейчас в лесу много снега, возможно, что полученные дальности изменятся летом в сухом или влажном лесу в ту или иную сторону.
PPS Спасибо Михаилу Гризли за предоставленную на тесты рацию Maycom SH-27, отдельное спасибо СтаниславФ за пару Yaesu FT- 60 и неоценимую помощь в тестировании. ВСЕ!
За связь без брака!
Алексей Fisher
 
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 13 апр 2009, 16:51
Откуда: Москва

Сообщение Антиквар » 01 мар 2010, 16:24

Интересно было бы увидеть карту местности с расположением точек. Вопрос о методе определения качества связи. Дело в том, что перемещение на несколько шагов порой позволяет значительно улучшить слышимость (на 3-5 кубиков по S-метру!). Поэтому прийти в одну точку, и один раз там связаться по рации недостаточно, желательно бы в каждой точке походить, проверить, как меняется связь. Еще один вопрос: вы написали, что Alan и Maycom питались от батареек, а все прочие (включая Штурманы) - от штатных аккумуляторов. Однако, у Штурмана от аккумуляторов мощность ~6 Вт, от батареек ~8 Вт. Также интересует, был ли включен у Штурманов автоматический шумоподавитель. Жаль, что не попробовали подключать"суперфлекс" к импортным сибишкам. На больших дистанциях с "суперфлексом" они бы, наверное, тоже позволили что-то расслышать. В целом, результаты теста близки к полученным мною. 4-5 км в лесу - это расстояние, близкое к максимальному для наземных сибишных портативных радиостанций.

Я мечтаю провести "супертест", где помимо импортных и "беркутовских" сибишек испытывались бы "Караты" на ~1800 кГц, "Кактусы" на 42 МГц и радиолюбительские УКВ-станции на 144 и 430 МГц. Цель теста простая: показать, на что можно рассчитывать, имея то или иное средство связи. Другой, более научный вид теста - сравнение распространения волн на разных частотах. В этом случае понадобятся радиостанции разных диапазонов, но примерно одинаковой мощности и чувствительности. А кроме того, нужны антенны близкой эффективности (например, "четвертушки" равной степени укороченности). То есть, если, например, на 430 МГц это будет "хвостик" 17 см, то на 144 МГц это будет уже штырь в 0.5 м, а на СиБи - хлыст 2.7 м.
Антиквар
 
Сообщения: 1139
Зарегистрирован: 18 июл 2008, 13:32
Откуда: Новосибирск

Сообщение Алексей Fisher » 01 мар 2010, 18:43

Карту могу скинуть на мыло (адрес киньте в личку, пожалуйста). Про то, что сигнал при смещении меняется, я знаю. Интересовала именно устойчивая связь (включил рацию и поговорил, не устраивая шаманских танцев с бубном). Кстати видимо с этим связано появление\исчезновение связи в точке 5 (хотя и старался не двигаться, но пока подходишь к машине за другой антенной, меняешь, возвращаешься уже в другую точку). То, что на аккумах мощность Штурманов ниже, я тоже в курсе. Просто на Штурманах с момента покупки стояли приобретенные вместе с рациями в КБ Беркут аккумы, а у взятого для тестирования Maycom-а был только батарейный отсек на 6 батарей АА (аккумуляторного на 8 акумов не было), поэтому и было принято решение Алан и Майком поставить в одинаковые условия (по 6 батарей). Шумодавы при связи работали в ручном режиме (по моменту срабатывания) на всех рациях, кроме Китаенвудов - у них нет ручного шумодава. Антенны конечно хорошо было бы обеспечить идентичные (например 1/4), но интересовала именно мобильная связь, поэтому ограничились штатными антеннами. Кстати при тестировании Штурманы были включены постоянно и в точках 3-4-5 сигнала от Алана и Майкома на Штурманах не фиксировалось. В любом случае Штурманы были однозначно лучшими по дальности связи.
За связь без брака!
Алексей Fisher
 
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 13 апр 2009, 16:51
Откуда: Москва

Re: Тест раций.

Сообщение Serg » 02 мар 2010, 21:01

Алексей Fisher писал(а):Результаты тестирования были предсказуемы, но я все-таки надеялся на бОльшую дальность, особенно у Штурманов с антенной "суперфлекс".

Вообще-то у меня есть отзывы от клиентов о гораздо большей дальности связи наших раций, в т.ч. и Штурманов, в лесу... Например, недавно клиенты тестировали Беркуты-806 (Беркут-806 - это "усечённый" вариант Штурмана-6, без АМ модуляции; но у клиента рации были на сетку Д, а на сетке Д эфир существенно чище, чем в С, что могло сказаться на дальности. Так вот, они и со штатными антеннами, цитирую:
тестирование проводилось в условиях леса в Ногинском районе московской области. Помимо густого леса условия усложнились дождем, тем не мение заявленные производителем характеристики оправдались. Связь со 100% разборчивостью наблюдалась на расстоянии 8,3 км !

См. тест http://www.radiopirates.ru/forum/viewto ... f=56&t=236
Но радиосвязь - штука сложная, много фоакторов, влияющих на дальность связи. Скорее всего, на частотах, на которых тестировались Штурманы (в сетке С) был сильно загружен эфир (высокий уровень помех) - что резко снижает дальность связи...
С уважением, Сергей
Аватара пользователя
Serg
Site Admin
 
Сообщения: 2056
Зарегистрирован: 25 апр 2007, 12:37
Откуда: Москва

Сообщение Алексей Fisher » 02 мар 2010, 22:30

Я читал много результатов разных тестов, наверное поэтому и ожидал бОльшей дальности. БОльшая дальность (в приведенном в предыдущем сообщении) тесте ИМХО может определяться временем года и влажностью леса (я проводил тест тоже в Ногинском районе Мос. обл.) Тогда был дождь и мокрый лес, сейчас много снега и сухо.
Вполне возможно (буду проверять когда сойдет снег), что летом дальность будет больше - сейчас в лесу много снега и как он влияет на дальность связи можно только догадываться. Кроме того тестирование вынужденно проводилось на канале 40С евр, т. е. на самом краю сетки С (Д у Алана), где эффективность "суперфлекса" по определению должна быть ниже, чем "по центру" сетки С - на канале 20 С евр. В любом случае в этих условиях из всех раций самую большую дальность связи обеспечили именно "Штурманы" - это говорит само за себя. Экономичность раций КБ Беркут вообще вне конкуренции. Так что спасибо КБ Беркут за качественный продукт!
А теперь пара вопросов:
1. "Дырки" в готовящихся к выпуску 82 канальных "Штурманах" будут совпадать с "дырками" в уже выпущенных 6-канальных "Штурманах"?
2. Насколько критична у "суперфлекса" длина противовеса? (После тестирования у одного из "суперфлексов" в месте пайки отломился провод-противовес. Я его припаял на место, но длина провода-противовеса уменьшилась примерно на 3 мм. Например при настройке автоантенн изменение длины "хлыста" на 3 мм может сильно изменить КСВ. Надеюсь, что длина противовеса критична значительно меньше.) Еще дополнительный вопрос: есть ли смысл увеличивать длину противовеса "суперфлекса" (в разумных пределах - например до 1.5 метров) для повышения эффективности антенны?
За связь без брака!
Алексей Fisher
 
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 13 апр 2009, 16:51
Откуда: Москва

Сообщение Serg » 02 мар 2010, 22:49

Алексей Fisher писал(а): 1. "Дырки" в готовящихся к выпуску 82 канальных "Штурманах" будут совпадать с "дырками" в уже выпущенных 6-канальных "Штурманах"?

По умолчанию - да, те же 2 дырки в сетке С (так как максимальная эффективность приёмника-передатчика у Штурмана-882 будет в сетке С, кварцованные каналы имеет смысл делать в дырках (более чистый эфир) сетки С.
Под заказ можно установить в этих кварцованных каналах частоты из верхней части сетки Д - до 10-го канала включительно.
Алексей Fisher писал(а):
2. Насколько критична у "суперфлекса" длина противовеса? (После тестирования у одного из "суперфлексов" в месте пайки отломился провод-противовес. Я его припаял на место, но длина провода-противовеса уменьшилась примерно на 3 мм. Например при настройке автоантенн изменение длины "хлыста" на 3 мм может сильно изменить КСВ. Надеюсь, что длина противовеса критична значительно меньше.) Еще дополнительный вопрос: есть ли смысл увеличивать длину противовеса "суперфлекса" (в разумных пределах - например до 1.5 метров) для повышения эффективности антенны?

3мм - абсолютно некритичное значение длины. Общий принцип - чем противовес длиннее (до полноразмерного четвертьволнового значения включительно), тем более эффективна антенна. Но увеличение длины противовеса вносит коррективы в настройку антенны (сдвигает резонансную частоту). Поэтому если сделать противовес длиной 1,5 м - нужно перестраивать катушку суперфлекса (изменять число витков). Работать с 1,5-метровым противовесом гораздо менее удобно, чем с метровым, поэтому в серийных суперфлексах не делают слишком длинных противовесов... Но антенна была бы эффективнее. При этом следует учитывать, что конец противовеса на радиотехническом жаргоне "горячий" - под напряжением. Необходимо - для большой дальности связи - чтобы между нижним концом противовеса и землёй был просвет, чем больше - тем лучше. Это также оказывает ограничения на оптимальную длину противовеса.... Проблема и с разбросом роста потенциальных операторов - если для 2-метрового человека (что сейчас не редкость) противовес в 1,5 метра и даже более длинный будет оптимальным, то если у человека рост 1,6 м - тут 1,5 метровый противовес - сильный перебор... Серийные изделия мы вынуждены делать в расчёте на универсальное использование - чтобы подходили для людей любого роста.
Под заказ можем изготовить-настроить суперфлекс с более длинным противовесом - если Ваш рост позволяет. Между землёй и нижним концом противовеса должно быть хотя бы 20-30 см.
С уважением, Сергей
Аватара пользователя
Serg
Site Admin
 
Сообщения: 2056
Зарегистрирован: 25 апр 2007, 12:37
Откуда: Москва

Сообщение Алексей Fisher » 02 мар 2010, 23:04

Понял, СПАСИБО! Как сойдет снег - прокачусь еще раз по тем же точкам с одними Штурманами (собрать опять все испытывавшиеся рации будет сложно) и посмотрю на дальность и качество связи. Заодно проверю и в ближайшей к центру сетки "дырке".
За связь без брака!
Алексей Fisher
 
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 13 апр 2009, 16:51
Откуда: Москва

Сообщение Serg » 02 мар 2010, 23:22

Алексей Fisher писал(а):Понял, СПАСИБО! Как сойдет снег - прокачусь еще раз по тем же точкам с одними Штурманами (собрать опять все испытывавшиеся рации будет сложно) и посмотрю на дальность и качество связи. Заодно проверю и в ближайшей к центру сетки "дырке".

Основная проблема - в подмосковье (да и не только) чрезвычайно зашумлена сетка С (уровень шумов в сетке Д существенно ниже- а значит и дальность в сетке Д существенно выше). Но хорошую рацию можно сделать лишь узкополосной, а т.к. Штурман-6 ориентирован на дальнобойщиков (каналы С9е, С15е, С19е необходимы) - приходится все каналы в Ш6 делать в сетке С. Частичное решение проблемы - дырки в сетке С, там эфир чище - и дальность выше, но если ту же рацию сделать в сетке Д, то дальность в одинаковых условиях была бы выше... Растянуть весьма перспективную в плане параметров (ширина динамического диапазона, реальная чувствительность, экономичность) рацию типа Штурман-6 на 2 сетки (С и Д) без существенного ухудшения параметров не получается. Поэтому всё-таки следует при выборе рации определять первоочердную цель использования - если нужна для рыбалки/охоты/туризма - надо брать с FM модуляцией на сетку Д (т.е. рации семейств Беркут-Егерь-Хантер-Турист). А если нужна рация для связи на трассе - с возможностью приемлимой работы в лесу - тогда семейство Штурманов...
С уважением, Сергей
Аватара пользователя
Serg
Site Admin
 
Сообщения: 2056
Зарегистрирован: 25 апр 2007, 12:37
Откуда: Москва

Сообщение Алексей Fisher » 03 мар 2010, 07:39

Выбор уже был сделан в прошлом году :D .Там, куда я хожу в походы, в радиусе 50-60 км вообще кроме леса и болот ничего нет, поэтому разницы между сетками С и Д быть не должно. А для тестирования специально выбирался район, где между точками нет ЛЭП, железных дорог, промышленности, жилья (даже садовых участков), чтобы снизить влияние помех на результаты (как здесь в форуме выложить карту с точками? - там все будет видно). Исключение - точки 2 и 3 - между ними и базой по лесу проходит первая бетонка. Косвенно малую зашумленность (или одинаковую во всех точках) показывает то, что положение ручки регулировки шумодава в разных точках при регулировке порога оставалось практически неизменным.
PS Кажется, забыл указать - тестирование проводилось в FM
За связь без брака!
Алексей Fisher
 
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 13 апр 2009, 16:51
Откуда: Москва

Сообщение Serg » 03 мар 2010, 08:20

Алексей Fisher писал(а):как здесь в форуме выложить карту с точками? - там все будет видно).

Если Вам не сложно - пришлите карту либо ссылку на карту на e-mail info@kbberkut.ru
Далее я размещу на сервере форума. Спасибо!
С уважением, Сергей
Аватара пользователя
Serg
Site Admin
 
Сообщения: 2056
Зарегистрирован: 25 апр 2007, 12:37
Откуда: Москва

Re: Тест раций.

Сообщение Антиквар » 03 мар 2010, 13:49

Serg писал(а):Скорее всего, на частотах, на которых тестировались Штурманы (в сетке С) был сильно загружен эфир (высокий уровень помех) - что резко снижает дальность связи...


Поэтому хорошо бы часть новых "Штурманов" с синтезатором делать для сетки D.
Антиквар
 
Сообщения: 1139
Зарегистрирован: 18 июл 2008, 13:32
Откуда: Новосибирск

Сообщение Антиквар » 03 мар 2010, 13:57

Алексей Fisher писал(а):Насколько критична у "суперфлекса" длина противовеса? После тестирования у одного из "суперфлексов" в месте пайки отломился провод-противовес. Я его припаял на место, но длина провода-противовеса уменьшилась примерно на 3 мм


Это не должно сильно изменить резонансную частоту антенны. Ну, может быть, она чуть - чуть вверх уйдет, но расположение антенны и противовеса относительно земли и тела на это влияют больше. У меня противовес тоже отламывался, и я сделал такую доработку: в хомутике, к которому был припаян противовес, есть отверстие. Вставил в него изнутри винт с потайной головкой, припаял (хотя можно и гайкой закрепить). Припаял к концу противовеса лепесток. Теперь цепляю противовес к винту лепестком круглой гайкой с насечкой. Если надо, противовес легко снять. Провод противовеса не перегибается, не ломается. Хорошо бы внедрить эту конструкцию серийно.
Антиквар
 
Сообщения: 1139
Зарегистрирован: 18 июл 2008, 13:32
Откуда: Новосибирск

Сообщение Serg » 03 мар 2010, 14:46

Антиквар писал(а):я сделал такую доработку: в хомутике, к которому был припаян противовес, есть отверстие. Вставил в него изнутри винт с потайной головкой, припаял (хотя можно и гайкой закрепить). Припаял к концу противовеса лепесток. Теперь цепляю противовес к винту лепестком круглой гайкой с насечкой. Если надо, противовес легко снять. Провод противовеса не перегибается, не ломается. Хорошо бы внедрить эту конструкцию серийно.

Обязательно передам технологам, спасибо!
С уважением, Сергей
Аватара пользователя
Serg
Site Admin
 
Сообщения: 2056
Зарегистрирован: 25 апр 2007, 12:37
Откуда: Москва

Сообщение Алексей Fisher » 03 мар 2010, 17:22

Сергей! Скинул Вам на почту карту и космоснимок района тестирования раций с отмеченными точками.
За связь без брака!
Алексей Fisher
 
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 13 апр 2009, 16:51
Откуда: Москва

Сообщение Serg » 03 мар 2010, 17:41

Алексей Fisher писал(а):Сергей! Скинул Вам на почту карту и космоснимок района тестирования раций с отмеченными точками.

Изображение
Изображение
С уважением, Сергей
Аватара пользователя
Serg
Site Admin
 
Сообщения: 2056
Зарегистрирован: 25 апр 2007, 12:37
Откуда: Москва

След.

Вернуться в Радиостанции - практическое применение



Rambler's Top100