Это в городе тепло и сыро - а за городом зима, зима, зима!
Наконец-то задуманное совершилось! Результаты тестирования были предсказуемы, но я все-таки надеялся на бОльшую дальность, особенно у Штурманов с антенной "суперфлекс". Итак, тестировались пары раций:
1. Kenwood TH-K4AT + Kenwood TH-K4AT (LPD , 13 канал)
2. Yaesu FT-60 + Yaesu FT-60 (LPD, 13 канал)
3. Alan-42 + MAYCOM SH-27 СиБи, 40 канал С евр.
4. Штурман-6АМ + Штурман-6АМ СиБи, 40 канал С евр.
Все рации тестировались именно как переносные, с питанием от батарей (Alan-42, MAYCOM SH-27) или штатных аккумуляторов (все остальные), антенны у всех раций - штатные "крысиные хвостики", + на Штурманах использовались серийно выпускаемые КБ Беркут антенны "суперфлекс" (удлиненный "крысиный хвостик" с коротким болтающимся проводом в качестве противовеса. Выбор каналов определялся следующим: в LPD 13 какал вроде когда-то "застолбили" в качестве клубного, а в СиБи 40 С евр. - единственный свободный канал у Штурманов, совместимый с Alan-42 и MAYCOM SH-27 (у Штурмана 6 каналов, но из них 2 "дырки" - не совместимые с Alan-42 и MAYCOM SH-27 и три "общих" канала - дальнобои, С9 и С19 (аварийные), которые при тестировании занимать не стОит). Представлял интерес 144 мГц у Yaesu FT-60, но законность его использования под очень большим вопросом, поэтому ограничились только официально разрешенными частотами. Место проведения - первая бетонка между Носовихинским и Егорьевским шоссе, время с 11-30 до 12-30, погода: примерно -2 -5 градусов, переменная облачность, без осадков. Один оператор находился на одном месте в лесу (база), другой перемещался по заранее выбранным точкам, для связи из машины выходил, чтобы не экранировал корпус автомобиля. Точки отмечались на навигаторе (навигационная программа Навител), расстояние от базы до текущей точки определялось в программе SAS GiS (для контроля использовались космические снимки)
Расстояние между точками определялось с погрешностью около 10 метров. Местность ровная, лес, местами заболоченный.
Качество связи оценивалось по 5-балльной шкале:
5 Принимается все полностью (100%)
4 Теряются отдельные слова (50-80%)
3 Прием с большим трудом (30-50%)
2 Едва разборчивы отдельные слова, прием практически невозможен
1 Неразборчиво, прием невозможен
А вот и сами результаты (качество связи оценивалось и на точке и на базе):
Точка 1. Расстояние до базы - 1 км 460 м От точки до базы - лес. Пара Kenwood TH-K4AT - 5 баллов, пара Yaesu FT- 60 - 5 баллов, Alan-42 - Maycom SH-27 3 балла, Штурманы со штатной антенной - 4 балла, Штурманы с "суперфлексом" - 5 баллов.
Точка 2. Расстояние до базы 1 км 780 м Между точками 1 и 2 высокая насыпь (высотой примерно 20-25 м перпендикулярно направлению на базу). От точки до базы - лес. Пара Kenwood TH-K4AT - 5 баллов, пара Yaesu FT- 60 - 5 баллов, Alan-42 - Maycom SH-27 2 балла, Штурманы со штатной антенной - 3 балла, Штурманы с "суперфлексом" - 5 баллов.
Точка 3. Расстояние до базы - 3 км 700 м От точки 3 по направлению на базу 1 км и 100 м поле, далее лес. Пара Kenwood TH-K4AT - 4 балла, пара Yaesu FT- 60 - 4 балла, Alan-42 - Maycom SH-27 0 баллов, Штурманы со штатной антенной - 2 балла, Штурманы с "суперфлексом" - 4 балла.
Точка 4. Расстояние до базы - 3 км 370 м От точки до базы - лес Пара Kenwood TH-K4AT - 3 балла, пара Yaesu FT- 60 - 3(4) балла, Alan-42 - Maycom SH-27 0 баллов, Штурманы со штатной антенной - 3(4) балла, Штурманы с "суперфлексом" - 4(5) балла.
Точка 5. Расстояние до базы - 5 км 140 м От точки до базы - лес. Пара Kenwood TH-K4AT - 0 баллов, пара Yaesu FT- 60 - 0 баллов, Alan-42 - Maycom SH-27 0 баллов, Штурманы со штатной антенной - 0 баллов, Штурманы с "суперфлексом" - 1(3) балла. На 5 точке был момент, когда на суперфлекс было слышно даже на 4, затем связь стала неприемлемой также неожиданно, как и появилась.
На обратном пути подключил Алан-42 к питанию от бортовой сети автомобиля и к автомобильной антенне - устойчивая связь с автомобильной рацией на базе появилась примерно на расстоянии 4 км 200 м.
Теперь короткие выводы: по ощущениям Yaesu FT- 60 однозначно "сделал" Китаенвуды (что и следовало ожидать). Alan-42 и Maycom SH-27 со штатными крысиными хвостами не выдерживают никакой критики (привет Кабану!). Максимальная дальность связи в лесу, как и ожидалось - на диапазоне Си Би на Штурманы с антенной "суперфлекс". Штатная антенна у Штурманов не впечатлила совершенно. На трассе Alan-42 с автоантенной и питанием от бортовой сети обеспечивает 4 км - вполне достаточно для контроля дорожной обстановки. Можно предположить, что в лесу Yaesu FT- 60 гарантированно обеспечит связь до 3-4 км (на 144 мГц может и больше, но это незаконно), Штурманы потянут 4-5 км именно в мобильном варианте, Китаенвуды имеют право на существование для связи между машинами в колонне (чтобы не занимать 15 канал в СиБи) и для связи со штурманом в говнах.
PS Сейчас в лесу много снега, возможно, что полученные дальности изменятся летом в сухом или влажном лесу в ту или иную сторону.
PPS Спасибо Михаилу Гризли за предоставленную на тесты рацию Maycom SH-27, отдельное спасибо СтаниславФ за пару Yaesu FT- 60 и неоценимую помощь в тестировании. ВСЕ!