Антиквар писал(а): Но разве запрещено выпускать многоканальную радиостанцию, работающую в сетке D?
В сетке Д - выпускать многоканальную рацию, не поддерживающую канал С9е, естественно разрешено. В соответствующих решениях ГКРЧ прямо сказано, что "многоканальная радиостанция, работающая в сетке с, должна иметь канал С9е". Т.е., другими словами, если многоканальная рация в сетке С не работает, то и канала С9е иметь не обязана.
Антиквар писал(а): Или же радиостанцию, способную неофициально переходить в сетку D путём снятия пары перемычек?
Не вполне понятен этот вопрос. Если многоканальная рация имеет сетку С с 9-ым каналом в том числе, то она имеет полное право с точки зрения принятого в России законодательства работать и в сетке Д (в стандартных каналах сетки Девр и Дрос - с учётом того, что в сетке С в России дырки разрешены, а законность дырок в сетке Д под вопросом). Т.е. зачем же рацию "неофициально" переводить в сетку Д? Если аппаратно поддерживает, то можно перевести вполне официально.
Проблема в другом - рация Штурман-882 имеет специфическую узкополосную схему приёмника/передатчика, что обеспечивает ей конкурентные преимущества как портативке (высокую мощность передатчика при сохранении уникально (для диапазона 27 МГц) высокого КПД передатчика и эффективность приёмника), и используемые штатные компактные антенны, и схема приёма-передающих узлов эффективны только в полосе 0,4 МГц. Т.е. растянуть на две сетки - 0,8 МГц - не получится, будет очень плохо работать по краям. Для широкополосных схем, перекрывающих полностью обе сетки - С и Д - нужна другая схемотехника, которую часто называют "классической" - применяется в любых импортных портативных/автомобильных Си-Би (27 МГц) рациях. Но главный недостаток "классической" схемы передатчика в диапазоне 27 МГц- очень низкий КПД передатчика при работе с компактными антеннами. Для автомобильных раций это несущественно - там и КПД не важен - для бортовой системы питания автомобиля разница невелика, да и применяются они с достаточно большими автоантеннами, с которыми КПД вполне приличный. Но вот делать портативку на "? МГц по "классической" широкополсной схеме - это самоубийство для производителя - недаром практически все подобные импортные портативки ещё в 90-х годах прошлого века были сняты с производства в силу низкой конкурентоспособности - себестоимость высокая, потребительские свойства - плохие (низкий КПД передатчика, в силу этого строгие ограничения на мощность - больше 3 Вт от аккумуляторов/4Вт от алкалайновых батарей не выдают, но и при такой мощности время автономной работы очень невелико). Крайне неэффективная штатная антенно-излучающая система - т.к. эффективную можно сделать только узкополосную (те же 0,4 МГц), а они пытались растянуть на 1-2 МГц, что привело к плачевным результатам...
Существенно - до очень хороших значений при соответствующей скважности включения-выключения) приподнять экономичность классической схемы передатчика можно при применении принципов теоремы Котельникова, но в диапазоне 27 МГц реализовать этот принцип с удовлетворяющим нормам уровнем допустимых побочных излучений сложно - над этим обязательно будет работать наш курирующий этот проект разработчик.
Антиквар писал(а): Пользователь на свой страх и риск сам как бы "переделывает" аппарат, и никаких проблем с законодательством советского образца.
Используемый в Штурмане-882 официально не поддерживает сетку Д. Там - вроде бы - у всех синтезаторов сущетвуют недокументированные режимы (т.е. переключится можно, но нумерация каналов не будет совпадать с официальной и т.п.) - но всё это не имеет смысла, т.к. аппаратную часть Штурмана-882 можно настроить либо на сетку С, либо на сетку Д, но никак не на обе одновременно. Причём основному числу покупателей Штурмана-882 важны наличие каналов С9е, С15е, и очень важно, чтобы канал С15е лежал в зоне максимальной эффективности работы рации - т.е. канал Д19е, о котором Вы вели речь выше, в данном случае исключен - разница частот выше 0,4 МГц...
Антиквар писал(а): Или вообще, сделать узкополосную, но двухсеточную радиостанцию, с использованием перестраиваемых контуров. Она по своим возможностям не будет уступать Alan 42, превосходя его по многим техническим характеристикам. Перестраивать надо, полагаю, не больше двух контуров в передатчике. Не так уж это и сложно: поставить в эти контуры варрикапы, на которые будет подаваться напряжение с переключателя сеток. И контуры будут в резонансе в любой сетке. А для упрощения и удешевления станции можно убрать из неё две кварцованные частоты, использовав освободившийся переключатель для смены сеток. И обозначить эту радиостанцию, как еще одну новую модель.
Эти работы - по выяснению возможности такого решения проблемы - запланированы к разработке программируемой 4-кнопочной рации (пока у неё нет рабочего названия), этим займутся - обязательно - после постановки в серийное производство моделей Штурман-882 (практичеки готова) и Штурмана-80 (ещё много работы по "впихиванию" всего необходимого в компактный корпус, т.к. взаимное расположение узлов в аналоговой схемотехнике очень важно, эти работы займут ещё несколь месяцев). Сразу после этого - в рамках работ по программируемой рации - и всесторонне изучение этого варианта схемотехники предусмотрен. Там есть подводные камни - а где их нет? Но после т. Котельникова в "классике" этот вариант - основной.
Антиквар писал(а): Не подумайте, что я с вами ругаюсь или что-то навязываю, просто мне хочется, чтобы ваши радиостанции ничуть не уступали импортным. А то уже надоело слушать снобов, ругающих всё отечественное
Напротив - мы чрезвычайно Вам признательны - без обратной связи никогда невозможно выпустить что-либо стоящее. К тому же любые производители всегда мыслят устоявшимися стандартами, их необходимо тормошить - иначе ничего нового и конкурентоспособного не появится...