Об измерении чувствительности приёмника и эффективности шумоподавителя в радиостанции Интек М-110+.
Перед этим мне прислали данные - но, как выяснилось, из-за аврала с загруженностью специалистов они были, мягко говоря, неполными - (померили только чувствительность приёмника на уровне 20 дБ в режиме FM в середине сетки, данные более-менее сошлись с паспортными, остальное они "апроксимировали", чего делать категорически нельзя...) . Когда я стал вдаваться в детали, выяснилось "натянутость" измерений - поэтому я удалил соответствующую часть заметки с результатами измерений. Сегодня пришли данные об измерениях во всех режимах на уровне 10 ДБ С/Ш, цитирую:
В ЧМ-0,15мкВ при соотношении сигнал/шум -10дБ, середина и по краям диапазона одинаковая; сигнал, открывающий порог ШП-0,14мкВ
В АМ-
1,2мкВ при соотношении сигнал/шум -10дБ, в середине и по краям диапазона одинаковая, сигнал, открывающий порог ШП-0,2мкВ.
Данные меня впечатлили. Можно сказать - потрясли. В режиме FM - хорошая рация, если не считать того, что амплитудный шумоподавитель не способен корректно обрабатывать сигналы на уровне 0,14мкВ (на который он настроен), т.е. будет довольно много шумовых всплесков. Но эта проблема легко решается незначительным загрублением регулятора шумоподавителя - т.е. к приёмнику в режиме FM у интека 110-го нет никаких претензий - он на уровне лучших импортных радиостанций.
А вот АМ - тут данные меня потрясли... 1,2мкВ при 10дБ С/Ш вместо паспортных 0,5мкВ при 20дБ С/Ш - это раз в 8 хуже заявленного... Кошмар... И опять же низкий уровень порога срабатывания порога шумоподавления в данном случае не спасёт - сигнал открыть-то откроет порог шумопдавления, но разборчивости никакой не будет...
Т.е. чувствительность приёмника у 110-го интека в режиме FM заведомо не хуже (а может и лучше), чем у 600-го мегаджета, но в режиме АМ интек 110+ безоговорочно проигрывает 600-му мегаджету (у того по паспорту 0,5мкВ при 10 дБ С/Ш, а у интека 110 - измеренные 1,2мкВ при 10дБ С/Ш).
Возможно, попался неудачный экземпляр рации... Проверить нет возможности - сейчас в наличии 110-ых интеков нет. Это был последний, и тот отправлен "на опыты".
600-ый мегаджет мы никогда не измеряли - вообще-то, я склоне доверять указываемым производителями паспортным данным... И, повторюсь, с высокой степенью вероятности можно утверждать, что этот экземпляр 110-го интека попался неудачный - слишком уж велика разница паспортных и измеренных параметров.
Обычно у импортных автомобильных раций в режиме АМ на уровне 10дБ С/Ш чувствительность 0,5 мкВ - значения 1,2 мкВ я никак не ожидал...
Данные о чувствительности интека 795 POWER я взял из отчёта Вадима Горбунова из техотдела Радионавигатора (Вадим - весьма квалифицированный специалист, я не склонен перепроверять его данные)- вот только в отчёте не указывалось, при каком типе модуляции проводились измерения. Цитирую отчёт дословно:
М 495/795
Выходная мощность при напряжении питания 13,6 в
составляет 18,5 ватт в середине диапазона. На краях диапазонов – в начале 17,6 ватт, на частоте 25,615 (1 канал А), и 12,8 ватт на частоте 30,105 (40 L).
На выходе стоит полевой транзистор (RF power MOS FET) последнего поколения MITSUBISHI RD16HHF, способный отдавать свыше 20 ватт выходной мощности. Транзистор способен работать в самых тяжёлых условиях эксплуатации не повреждаясь.
В схеме предусмотрено снижение выходной мощности до 4 -8 ватт с помощью перемычек на печатной плате.
В радиостанции педусмотрено включение режима ESP, причём включение может быть раздельным: только на передачу, только на приём и одновременно, что позволяет более эффективно использовать радиостанцию в любых условиях связи.
Схемотехника приёмной части – традиционная, присущая самым лучшим образцам Си Би аппаратуры – двухтвктный первый смеситель на полевых транзисторах, кварцевый фильтр первой (10,7 МГц) ПЧ.
Шумоподавитеь – выполнен по довольно удачной схеме. В современных приемниках и р.станциях он реализуется на процессоре радиостанции , путем анализа напряжения по шине RSSI (уровень принимаемого сигнала). Поэтому такой шумоподавитель практически не срабатывает от импульсных помех (особенно в автотранспорте). То, что в станции называется ASQ фактически является фиксированным уровнем шумоподавления, выставленным на заводе –изготовителе.
Чувствительность приёмного тракта также типична для радиостанций такого уровня
(MJ 600, MJ 600+, TURBO), и составляет порядка 0,125 мкВ в середине , плавно уменьшаясь к краям диапазона до 0,25 мкВ.
Режим АМ в станции присутствует и функционирует.
Для защиты динамика от повреждения сигналом большого уровня в схеме увеличен в два раза номинал резистора, включенного последовательно с динамиком (по сравнению с М 495/790, где схема усилителя и динамик аналогичны ).
Радиостанция комплектуется кабелем питания увеличенного сечения (по сравнению с кабелем М 495/790) и предохранителем на ток 10 А.
Отрицательной стороной этой станции является пожалуй отсутствие экранировки звеньев ФНЧ выходного каскада и SMD конденсаторы, входящие в состав согласующей цепи выходного каскада и ФНЧ не рассчитанные на большой реактивный ток.
Радиостанция изготовлена на высоком технологическом уровне, с применением новейшей элементной базы и составит достойную конкуренцию самым лучшим радиостанциям своего класса.