Разрешённые в России без выкупа частот для физических лиц каналы (в Штурмане-80 - 40 стандартных (без "дырок" - нет каналов с номерами 56, 62, 68, 70, 74) каналов сетки Срос + 40 каналов Севр
Нет, Штурманы-80 такой канал - 27,525 МГц - поддерживать не будут по ряду причин. Главная - приёмник и передатчик там узкорезонансные, с полосой 400-500 кГц. Адекватно перекрывает только одну сетку. Сделать передатчик с высоким КПД, перекрывающий две сетки - гораздо сложнее и затратнее (рация будет существенно дороже).
А вот в Штурмане-882М установить под заказ в качестве канала с кварцевой стабилизацией частоты 27,525 МГц - можно, на пределе границ полосы эффективности передатчика - без завала характеристик. Т.е. будут каналы в сетке Севр+рос + 1 канал в Девр - 27,525 МГц.
Есть вопросы по рации: 1.) Какой КСВ у двух комплектных антенн - спиралька и флекс с противовесом? 2.) В каких случаях критична длина кабеля RG-58 (кратна 3,6м, 7,2м и т.д.)?
1) КСВ не более 1,5. При этом следует учитывать, что обычными КСВ-метрами измерять КСВ штатных антенн нельзя (антенны, устанавливаемые непосредственно на рацию, являются ЧАСТЬЮ антенно-излучающей системы, в состав которой входя в качестве противовеса вся "земля" рации + за счёт ёмкостной связи рука оператора - всё это учитывается при грамотной разработке антенны). Обычные КСВ метры могут измерять (боле-менее корректно) КСВ антенн с ВНЕШНИМ противовесом (автомобильные, стационарные). 2) Если КСВ антенны, к которой ведёт этот кабель, отличен от 1с- в кабеле образуются стоячие волны - и тут важна правильная длина кабеля для минимизации потерь.
Вопрос к Сергею: подскажите, пожалуйста: между Егерем-80 и Штурманом-80 есть ли какая еще разница, кроме наличия/отсутствия АМ? Мне нужна рация в основном для работы в лесу/на пересечёнке, но при такой ничтожной разнице в цене почему бы и с АМ не взять - пущай будет... Или там еще что-то существенное есть?
В Егере-80 не установлено всё, что относится к АМ. Т.е. Егерь-80 - упрощенная версия рации Штурман-80. Если для Вас разница в цене - незначительна, тогда лучше взять Штурман-80. Но работать - если только нет необходимости связи с дальнобойщиками - в режиме FM модуляции, т.к. будет гораздо выше дальность и лучше качество связи.
И еще сразу несколько вопросов, всё применительно к Штурман-80: 1. Если я правильно понимаю, в лесу Штурман-80 должен держать связь лучше, чем, к примеру Вектор-44 Милитари (есть у нас сейчас, но по дальности совершенно не устраивает - нам надо в лесу хотя бы километров 5). А при работе на открытом пространстве (степь) в чью польза будет разница (при прочих равных условиях) - 433 МГц или 27МГц раций? А в горах (Кавказ) кто выиграет по дальности? 2. Возможно ли использовать "Штурмана-80" не с аккумуляторами, а с батарейками ААА (приличными, типа Дюрасель Турбо). Если да, то будет ли разница по срокам работы и в какую сторону? 3. Можно ли подключить к "Штурману" внешний батарейный блок, например, из четырёх SAFT 14500? Если сделать такой блок и убрать под одежду, то при какой минимальной температуре способен работать "Штурман"? 4.Вообще, какой диапазон входного напряжения допустим (в таком блоке получается 4*3,6=14,4В)? Отразится ли повышение входного напряжения на качестве связи? 5. И, как вариант: если взять, например, "Штурман-882" и просто вставить в него четыре 14500-х - это допустимо?
Avo писал(а):Сергей, спасибо за оперативный ответ.
И еще сразу несколько вопросов, всё применительно к Штурман-80: 1. Если я правильно понимаю, в лесу Штурман-80 должен держать связь лучше, чем, к примеру Вектор-44 Милитари (есть у нас сейчас, но по дальности совершенно не устраивает - нам надо в лесу хотя бы километров 5). А при работе на открытом пространстве (степь) в чью польза будет разница (при прочих равных условиях) - 433 МГц или 27МГц раций? А в горах (Кавказ) кто выиграет по дальности? 2. Возможно ли использовать "Штурмана-80" не с аккумуляторами, а с батарейками ААА (приличными, типа Дюрасель Турбо). Если да, то будет ли разница по срокам работы и в какую сторону? 3. Можно ли подключить к "Штурману" внешний батарейный блок, например, из четырёх SAFT 14500? Если сделать такой блок и убрать под одежду, то при какой минимальной температуре способен работать "Штурман"? 4.Вообще, какой диапазон входного напряжения допустим (в таком блоке получается 4*3,6=14,4В)? Отразится ли повышение входного напряжения на качестве связи? 5. И, как вариант: если взять, например, "Штурман-882" и просто вставить в него четыре 14500-х - это допустимо?
1) В условиях плотного леса и местности с большими перепадами высот (в т.ч. горы) и при использовании режима FM (частотной) модуляции у рации Штурман-80 дальность связи будет выше, чем у раций диапазона 433-446 МГц. С входящей в комплект поставки антенной флекс с установленным противовесом обычная дальность в лесу - по отзывам клиентов - от 4 до 10 км в зависимости от условий. Если применить антенну суперфлекс new (в комплект не входит - дополнительный аксессуар) - дальность ещё выше (но суперфлекс менее удобен в работе из-за больших габаритов - около 50 см). При работе в условиях открытого пространства (степь) при отсутствии электромагнитных помех дальность связи у раций Штурман-80 и хороших мощных импортных профессиональных раций диапазона 433-446 МГц будет примерно одинаковой; с учётом наличия электромагнитных помех, в т.ч. пика солнечной активности (12-летние циклы, в 2013г был пик, в 2013-2014гг очень высокая солнечная активность, что плохо сказывается на дальности связи - причём в низкочастотной части спектра (27 МГц) влияние более сильное, чем в высокочастотной (433 МГц), т.к. интенсивность помех, вносимых солнечной активностью, выше в зоне низких частот). Так вот, с учётом высокой солнечной активности в ближайшие пару лет дальность связи в степи у раций Штурман-80 может оказаться ниже, чем у мощных раций диапазона 433-446 МГц. В горах при отсутствии прямой видимости и поросших лесом склонах дальность связи у раций Штурман-80 в режиме FM будет выше, чем у импортных портативных раций. 2) Хороших батареек типа alkaline после 2007г я не встречал (до этого были), хотя время от времени (не часто) тестирую. Использовать можно - но говорить что-либо о времени работы и дальности (у большинства современных алкалиновых батареек довольно высокое внутреннее сопротивление - относительно современных NiMH аккумуляторов с низким саморазрядом, поэтому работа с большими токами в режиме передачи затруднена - дальность может оказаться ниже, чем при использовании хороших аккумуляторов. По времени работы - примерно такое же, как один цикл разряда у современных аккумуляторов. Смысла применять алкалиновые батарейки, по-моему, нет. Если применять - то литиевые батарейки. У них весьма низкое внутреннее сопротивление, высокая ёмкость - работать рации будут хорошо, но цена литиевых батареек кусается. 3) Мы выпускаем серийно внешний контейнер по 8 элементов "АА", предназначенный для работы с рациями, в т.ч. Штурман-80 - см. https://www.kbberkut.ru/shop/kont.html. Минимально возможные температуры работы Штурмана-80 не проверялись, при тесте на производстве рации охлаждались только до минус 25 градусов. Но в рации используется ставший уже стандартным набор наработок, позволяющих рациям работать при очень низких температурах. О рациях - предшественниках модели Штурман-80 есть отзывы о хорошей работе в очень сильные морозы 40-50 градусов. Если использовать аккумуляторы, установленные в батарейном отсеке рации - то при морозах сильнее 20 градусов ёмкость - и время работы - резко падает. Если использовать расположенный в кармане или за пазухой внешний контейнер под 8 "АА" - то при сверхнизких температурах время работы будет запредельным (в силу высокой максимальной ёмкости акб "АА", которые устанавливаются в контейнер внешнего питания). Если используете самодельный блок внешнего питания, надо предусмотреть фильтр по цепи питания, устраняющий высокочастотные наводки от антенны на кабель питания. 4) Максимальное внешнее питание - 15 В. При повышении напряжения несколько повышается выходная мощность - но на дальности это сказывается незначительно, т.к. зависимость дальности от мощности пропорциональна корню четвёртой степени (т.е. чтобы увеличить дальность в 2 раза, мощность надо увеличить в 16 раз). 5) Максимальное напряжение питания раций серии Штурман-880/882М в режиме FM модуляции 15В, в режиме АМ - 12,6 В (кратковременно можно и 15В, но долго работать на передачу - только с напряжением питания до 12,6 В). У раций Штурман-80 и в режиме АМ, и в режиме FM - максимально допустимо 15 В
Проверил рацию штурман 80 на авто, а затем дома со стационарной антенной в городе. С учетом городских помех доволен результатами. Подробнее в теме "Выбор эффективной самодельной антенны." Похоже, все же как ни крути, рация превосходит обычные автомобильные. Будет возможность, протестирую за городом (главное, найти с кем). Интересует, чтобы у человека была хорошая рация, чтобы проверить макс. расстояние.
Сегодня получил "Штурман-80", выскажу свои первые поверхностные впечатления (пока еще ничего не измерял). В комплекте были аккумуляторы NiMH с низким саморазрядом - они все оказались заряжены до 1.35 В. Удобно - вставил их в батарейный отсек, как батарейки, и можно сразу работать. В комплекте две антенны - короткая и длинная (флекс). Флекс в маленькую коробочку со "Штурманом" помещается, только если его согнуть буквой "U". Поэтому он приобрел остаточную деформацию. Чтобы антенна не была согнутой, я ее опустил в горячую воду (из-под крана) и затем выправил: после остывания "флекс" стал почти прямым. Противовес для "флекса" сделан из толстого гибкого провода, а не из трех тонких, легко рвущихся, как на первых "флексах". Противовес съемный, крепится к корпусу антенны зажимом в виде колечка из упругой проволоки. Сжал его пальцами - надел на разъем антенны - отпустил. Пожалуй, технологичнее было бы не приклеивать к концу проволочного зажима пластиковый наконечник, а согнуть этот конец в колечко, перпендикулярное плоскости большого кольца. 80-ка радует своей компактностью и более "плотным" корпусом, чем у "больших" моделей (типа Штурман-6). Дисплей светится красным и намного ярче, чем у "Штурман-882", так что на солнце его хорошо видно (для экономии энергии он отключается). К сожалению, обе имеющиеся у меня гарнитуры от Kenwood (японского, "старинного") нормально не заработали: если их вставить в разъем, светодиод на "Штурмане" загорается красным цветом (передача), но тускло. При нажатии кнопки на гарнитурах передача идет нормально. По-видимому, у старых гарнитур Kenwood иное сопротивление при отпущенной кнопке передачи, нежели у новых.
Антиквар писал(а):К сожалению, обе имеющиеся у меня гарнитуры от Kenwood (японского, "старинного") нормально не заработали: если их вставить в разъем, светодиод на "Штурмане" загорается красным цветом (передача), но тускло. При нажатии кнопки на гарнитурах передача идет нормально. По-видимому, у старых гарнитур Kenwood иное сопротивление при отпущенной кнопке передачи, нежели у новых.
Как говорится - лучшее - враг хорошего... В рациях Штурман-80 первых выпусков шунтировали выход на внешний микрофон конденсатором - чтобы не было наводок, было лучше качество связи... Но как выяснилось, не с любыми кенвудовскими гарнитурами и тангентами это адекватно работает: у некоторых из них с той же целью есть шунтирующий микрофон конденсатор внутри гарнитуры/тангенты. А два таких конденсатора с трудом совместимы... Теперь в рации этот конденсатор ставить не будем, чтобы обеспечить более широкую совместимость по гарнитурам-тангентам. Скорее всего проблема именно в этом конденсаторе.