Приобрел штурман 882М. Первые шаги. Отчет.

Приобрел штурман 882М. Первые шаги. Отчет.

Сообщение Говорун » 21 окт 2017, 14:52

Всем привет!

Я приобрел Штурман 882М. Установил антенну суперфлекс new 50 см. Очень ждал этого момента!
Запитал радиостанцию в машине сразу после покупки от автомобильного адаптера (приобрел вместе рацией).

Сначала не знал, что для автоканала дальнобойщиков нужно выбирать "ЕВР" сетку. Поэтому ловил ПУСТОТУ. В салоне. Ехал с митинского радирынка
в ближайшее Подмосковье. 15 км от Мкад.

Потом поставил 15-Ам-Евр и стал ловить их. Но плохо. На 3-4 балла. Они быстро пропадали. Понятное дело - нужна внешняя антенна.
Дома на окнах радиостанция вообще ничего толком не ловила. А вот в центре квартиры, что удивительно, когда до окон 2-3 метра, ловит. Иногда на 5-7 баллов. В основном реклама и дальнобойщики. Здание кирпичное. Невысоко.

Пошел гулять с радиостанцией. На улице ловит намного лучше чем дома.
Ловлю "дальнобоев" теперь переключив "80"-1-2 В поз "1". (Надо было инструкции читать.) Помогает ли противовес или нет - не заметил.


На ходу наконец то удалось связаться с дальнобойщиками. Но только в прямой видимости. 30-100 метров. (антенна в салоне).
Связь на 7 баллов.

Поехал на дачу, и на улице поймал речь следующего содержания" Москва, Прием! Это Питер, Это Питер! Москва, Принимаю тебя на 10 баллов!" Это был шок для меня!!! Связаться с ними не смог.

Также на берегу канала имени Москвы поймал на 20-Рус-FM какой то диалог. Правда слышал только одного человека. Связаться с ним не удалось. Прием был на 7 баллов.

Потом на даче поймал разборчивый диалог на Итальянском языке.

Большинство приема было на 4-5 баллов. Тем не менее, вроде бы работает.
Планирую замутить дома антенну, SWR метер и т.д. В Машину поставить Внешнюю антенну.

Мир ожил, как говориться. Кстати, одна банка аккумуляторов оказалась не рабочей. Проверил мультиметром - все свои Varta 2700 Ni-Mh после 11 часовой зарядки в радиостанции - показывали 1.38 вольта, а одна банка (АА) - ноль вольт. Правда сопротивление у неё низкое. Пропускает через себя как железка. Обидно.
Аватара пользователя
Говорун
 
Сообщения: 121
Зарегистрирован: 21 окт 2017, 14:33

Re: Приобрел штурман 882М. Первые шаги. Отчет.

Сообщение Говорун » 22 окт 2017, 15:19

Загорелся купить:
1)магнитное основание с кабелем, что бы можно было эту антенну (суперфлекс нью 50 см) ставить в него на крышу авто. И быстро убирать.
2)Тангету для радиостанции
3) Аккумуляторы Варта 2700 (у меня одна банка оказалась нерабочей)

А в будущем замутить и в квартире, и на даче внешние антенны. Смущает только то, что на балконе и у окна внутренняя антенна не ловит, а вот в центре квартиры ловит. Аномалия какая то. Может у меня пластиковые окна (А в них металл) и еще батареи отопления мешают ?
Аватара пользователя
Говорун
 
Сообщения: 121
Зарегистрирован: 21 окт 2017, 14:33

Re: Приобрел штурман 882М. Первые шаги. Отчет.

Сообщение mvg3 » 24 окт 2017, 07:07

Для того, чтобы "Штурман" стал "народным", нужна автомобильная одноканальная рация(можно трёх) с режимом АМ, мощностью передатчика 4 Вт и ценой до 1,5 тысяч. Договариваться с Камазом об установке прямо на заводе этих переговорных устройств и давать эти станции под реализацию торговым точкам в регионах которые имеют очень низкую платёжеспособность (вся страна кроме Москвы и Питера - чем дальше от них, тем лучше). Только тогда можно потеснить иностранных конкурентов. Но правда это моё личное мнение, которое может не совпадать с вашим. :D
mvg3
 
Сообщения: 117
Зарегистрирован: 31 июл 2013, 19:31
Откуда: г.Ульяновск, Московское шоссе 60

Re: Приобрел штурман 882М. Первые шаги. Отчет.

Сообщение Говорун » 24 окт 2017, 08:10

Прием на 4-5 баллов, это по 10-бальной шкале, я имел ввиду)))
Мне пока сложно дать оценку этой радиостанции. Так как других не использовал. Разве что в детстве, с отцом, баловались c помощью midland alan 18.

Уже есть претензии к беркут штурман 882М:
1) Отломилось одно ушко отсека аккумуляторов. То самое с радиусом, где окно, для захода держателя от крышки аккумуляторного отсека. Это случилось из-за того, что дальнее посадочное место для аккумулятора, справа, без пружины. И он не вынимается легко.Пришлось его вытряхивать. Аккумулятор выскочил и ударил в это ушко.

2)Очень маленькие кнопки переключения каналов. А также они очень близко расположены к сегментному индикатору номера канала.

3)Нет возможности отключить зарядку аккумуляторов, когда радиостанция подключена к адаптеру питания.
У меня аккумуляторы Varta NiMH 2700. Не думаю, что они избавлены от эффекта "памяти".

Насчет адекватности цены пока высказать мнение не могу. Очень малый срок использования радиостанции.
Аватара пользователя
Говорун
 
Сообщения: 121
Зарегистрирован: 21 окт 2017, 14:33

Re: Приобрел штурман 882М. Первые шаги. Отчет.

Сообщение Говорун » 24 окт 2017, 08:24

Попробовал улучшить прием дома, у окна балкона. Из подручных средств оказался акустический медный кабель 1,5-2 мм кв в сечении.

Изготовил жалкое подобие диполя по 2.7 м каждое плечо. Соеденил один с экраном, другой с центральной жилой 2 метрового микрофонного кабеля. Другого под рукой не было.

На балконе не смог развернуть плечи диполя в горизонтальной плоскости, поэтому скрутил концы. Диполь укоротился до 2 метров каждое плечо.

Завел кабель в комнату. Результат никакой. Отсоединил кабель и присоединил плечи к TNC разъему напрямую.
Один к центру, другой к минусу. И сразу улучшился прием. Разборчивость, более дальние вызовы.
Поймал на 31 канале очень четкий и разборчивый диалог двух пожилых радио любителей. Но у них наверное антенны, да еще высоко расположенные, и мощный "выхлоп". Также стал ловить больше "дальнобоев". Один диалог дальнобов слышал до 5 минут. Учитывая их передвижения, рискую заметить что на проволоку принимал "дальнобоев" с расстояния 5-9 км. Кнопку передачи нажимать не рискнул.

У меня нету приборов, да и антенны по сути нету. Будет з/п , поеду на митинский радиорынок за кабелем 50 ом, коннекторами, емкостями, катушками, проводами, и т.д. Не знаю , что у меня получится.

Также временно "выкидывал" "диполь" в окно. Распустив его концы. Вертикально. Нашел пластиковый короб для укладки проводки. И вот на коробе, как на удочке распускал диполь вниз. Расстояние от стены дома метра три. Лучше, чем просто укороченный диполь, на балконе, не стало.

У меня складывается ощущение, что в 5 этажном доме, особенно возле стен дома, и особенно возле металлических конструкций (рамы пластиковых окон, батареи, перила балкона, козырек балкона и т.д.) собирается очень много помех в полосе си-би.
Аватара пользователя
Говорун
 
Сообщения: 121
Зарегистрирован: 21 окт 2017, 14:33

Re: Приобрел штурман 882М. Первые шаги. Отчет.

Сообщение Говорун » 27 окт 2017, 08:02

Выходил прогулять с радиостанцией и антенной суперфлекс(new) вокруг своего дома. Сразу стал улавливать много всякого разного. В основном в каналах 15cЕврАм и 20сРусFM.
Хотя вокруг моего дома несколько других кирпичным домов. До двух шоссе, расстояние составляет около 1,2 -1.5 км.
А вот дома всё печально. Бывает четкий прием "дальнобоев" и рекламы. Но кратковременный.
Кстати, на открытой местности вообще все довольно интересно. Но вот ЛЭП все очень портит. Слышно рычание. Наверное это 50 герц переменки с лэп. От лэп приходится удаляться на метров 100, не меньше.

Не знаю, поможет ли мне дома балконная антенна sirio бумеранг ???
Аватара пользователя
Говорун
 
Сообщения: 121
Зарегистрирован: 21 окт 2017, 14:33

Re: Приобрел штурман 882М. Первые шаги. Отчет.

Сообщение Serg » 29 окт 2017, 17:39

Несколько комментариев:
- аккумуляторы Varta NiMH 2700 - далеко не лучший представитель "аккумуляторного семейства", изготовлены по технологии, отличающейся большим током саморазряда, при длительном хранении быстро разряжаются и выходят из строя (неизвестно, сколько хранились в торговой сети). Отсюда приличный процент брака. Аккумуляторы надо покупать изготовленные по технологии низкого саморазряда - такие есть в линейке любого уважающего себя (точнее, клиентов) производителя. Варта в этом сегменте предлагают аккумуляторы серии Ready to Use - вполне адекватные современные аккумуляторы, способные без проблем хранится годами
- в конце заряда в батарейном отсеке рации Штурман-882М величина зарядного тока уменьшается (режим дозаряда) - в таком режиме аккумуляторы могут без проблем находится длительное время - много часов, технически даже несколько суток - но лучше не злоупотреблять, а соблюдать рекомендованное в руководстве по эксплуатации время заряда.
Сделать отключение заряда не представляется возможным- т.к. в рациях пользователи используют разные аккумуляторы (разных типов - NiCd, NiMh, отдельные энтузиасты в погоне за мощностью даже NiZn - и разной ёмкости). Применённая схема зарядки наиболее адекватна и универсальна
- в помещении рации диапазона 27 МГц не могут адекватно работать из-за экранирующих свойств стен, нужна внешняя антенна (в принципе, подойдёт и балконная)
- в режиме АМ (амплитудной) модуляции принципиально нельзя обеспечить защиту от помех - типа ЛЭП, т.к. все природные и техногенные помехи носят амплитудный характер и их не отличить от полезного сигнала. Режим FM (частотной) модуляции способен обеспечить при применении спектрального шумоподавителя существенно более высокую помехозащищённость - но дальнобойщики в силу традиций преимущественно (некоторые не знают разницу и работают где попало) применяют АМ.
С уважением, Сергей Слинкин
Аватара пользователя
Serg
Site Admin
 
Сообщения: 2613
Зарегистрирован: 25 апр 2007, 12:37
Откуда: Москва

Re: Приобрел штурман 882М. Первые шаги. Отчет.

Сообщение Говорун » 29 окт 2017, 21:32

Здравствуйте, Сергей!
Рад, что вы ответили мне в этой ветке!!!

К сожалению я полный новичок в радиолюбительстве. Поэтому не знал какие аккумуляторы лучше.
Первый блин комом. (((

Вот что выдает поисковик на "аккумуляторы ni mh с низким саморазрядом":
Robiton,EnergyON,Panasonic,Fujitsu,Ansmann,Camelion.

Другой запрос "ni-mh lsd аккумуляторы", выдает следующее:
Ansmann maxE PLUS 2500mAh
Turnigy
Duracell предзаряженные 2000 mAh
GP ReCyko+ 2100 mAh
Panasonic EVOLTA 2080 mAh
Powerex Imedion 2400 mAh
Sanyo Eneloop 2000 mAh
Sanyo ENELOOP XX 2500 mAh
Sony CycleEnergy 2000 mAh
VARTA Ready2Use 2100 mAh

1) На какой бренд,помимо упомянутого Varta (модель ReadyToUse) вы бы обратили внимание?
(не обязательно из этого списка)

2) Что бы вы посоветовали для закрепления данной радиостанции в автомобиле ?
Она у меня лежит рядом в "подстаканнике". Антенна внешняя, на магните, кроткая. Я беру радиостанцию в руку и связываюсь с другими водителями. Видел в продаже тангету. Но для удобного использования тангеты нужно какое то недеструктивное крепление радиостанции под рукой. Выбор на портативную рацию пал из-за соображения её мобильности, тем самым, большей универсальности.

Сейчас я использую антенну sirio shake mini. КСВ ниже 1.3-1.5 не снижается. Также при настройки излучения, при амплитудной модуляции не получилось выставить стрелку ксв-метра в правый край шкалы. Как буд-то при амплитудной модуляции очень низкая мощность. Правда дома, от сети, при экспериментах с диполем , ксв при амплитудной модуляции по мощности ведет себя близко к частотной модуляции.
3) Вообще на какой модуляции использовать КСВ проверки ? И мощность выходного каскада радиостанции, заявленная в тех. данных, это мощность потребления передатчика или что-то иное ? Мне показалось, что при разных способах модуляции, разная мощность передатчика радиостанции.

4)Можно ли использовать с этой радиостанцией стационарные антенны, установленные на крыше, скажем, частного дома (~7 метров от земли) ?
для экспериментов с самодельными антеннами я планирую использовать кабели с в.с. 50 ом. Пока мне доступен кабель, кажется типа RG-58. У него диаметр подходит под штеккер BNC. Мне приходится использовать переходник BNC-TNC. Но это не напрягает.
Кабель имеет двоной "экран". Подложку из фольги и оплетку. Правда центральная жила целиковая. От этого лишний раз сильно сгибать кабель не хочется.

5)Какие провода лучше использовать в качестве вибраторов самодельных антенн ? Цельные моножилы или из множества мелких медных нитей ? Я запутался.
Аватара пользователя
Говорун
 
Сообщения: 121
Зарегистрирован: 21 окт 2017, 14:33

Re: Приобрел штурман 882М. Первые шаги. Отчет.

Сообщение Serg » 29 окт 2017, 21:45

Самые лучше (но и, вероятно, самые дорогие) - Panasonic eneloop (купленный несколько лет назад Панасоником бренд/технология Sanyo eneloop).
Из недорогих, но адекватных по параметрам - рекомендуем Robiton Ready to Use (именно "Ready to Use" - это одно из распространённых обозначений lsd - с низким саморазрядом - аккумуляторов). У Варты - если Вами любим этот бренд - есть неплохие lsd аккумуляторы марки Varta Ready to Use - средне-высокого ценового сегмента.
С уважением, Сергей Слинкин
Аватара пользователя
Serg
Site Admin
 
Сообщения: 2613
Зарегистрирован: 25 апр 2007, 12:37
Откуда: Москва

Re: Приобрел штурман 882М. Первые шаги. Отчет.

Сообщение Serg » 29 окт 2017, 21:48

Дополнение - американские Powerex Imedion вполне неплохо показали себя в проведённых нами тестах (отдача тока в морозы - мы на этот параметр обращали особое внимание при тестирование), делят первое место с Panasonic eneloop - но у энелупов число циклов заряд/разряд 2100 - против 1000 у ближайших конкурентов. Т.е. реальное время жизни энелупов гораздо больше, чем у любого конкурента.
С уважением, Сергей Слинкин
Аватара пользователя
Serg
Site Admin
 
Сообщения: 2613
Зарегистрирован: 25 апр 2007, 12:37
Откуда: Москва

Re: Приобрел штурман 882М. Первые шаги. Отчет.

Сообщение Serg » 29 окт 2017, 22:07

Говорун писал(а):Что бы вы посоветовали для закрепления данной радиостанции в автомобиле ?
Она у меня лежит рядом в "подстаканнике". Антенна внешняя, на магните, кроткая. Я беру радиостанцию в руку и связываюсь с другими водителями. Видел в продаже тангету. Но для удобного использования тангеты нужно какое то недеструктивное крепление радиостанции под рукой. Выбор на портативную рацию пал из-за соображения её мобильности, тем самым, большей универсальности.

Обычно переносную рацию держат или в подстаканнике, или в креплении для планшетов (можно найти способные удержать рацию - их в продаже масса видов). А работают - если требуется частый выход на передачу - обычно с выносной тангентой - https://www.kbberkut.ru/shop/tangenta-88x.html (для модели Штурман-882М).
Для большинства пользователей в машине требуется чаще всего слушать дальнобойщиков - а не говорить с ними. Поэтому вполне подходит расположение рации в подстаканнике без внешней тангенты.

Сейчас я использую антенну sirio shake mini. КСВ ниже 1.3-1.5 не снижается. Также при настройки излучения, при амплитудной модуляции не получилось выставить стрелку ксв-метра в правый край шкалы. Как буд-то при амплитудной модуляции очень низкая мощность. Правда дома, от сети, при экспериментах с диполем , ксв при амплитудной модуляции по мощности ведет себя близко к частотной модуляции.

Приборчики для измерения КСВ не могут корректно работать в режиме амплитудной модуляции - настраивать антенну надо в режиме FM. А самой антенне, разумеется, всё-равно - какой тип модуляции, ей важна частота резонанса. Т.е. проблемы с настройкой антенны в АМ не из-за антенны или рации, а потому, что КСВ-метры в АМ работают некорректно.
Что касается мощности в АМ - об этом много писалось... Есть разные методы формирования амплитудной модуляции. Теоретически наиболее энергоэффективным, но сложно реализуемым схемотехнически является метод, при котором мощность несущей (есть такая характеристика в АМ) равно 0. Чаще всего в импортных рациях применяется метод, когда мощность несущей примерно равна выходной мощности передатчика (при этом мощность, потраченная на несущею, тратится впустую - т.к. несущая не несёт информации о сигнале (в идеале - с точки зрения расхода энергии - вообще должна быть равно 0). В последние годы при конструировании переносных (когда важна высокая экономичность) раций применяется метод формирования АМ, когда мощность несущей равна 1/4 от выходной мощности (1/2 по уровню напряжения, 1/4 по уровню мощности). Такой метод формирования АМ сравнительно легко реализовать схемотехнически, и он обладает гораздо более высокой экономичностью в расходе энергии ,чем применяемый в импортных автомобильных рациях (где не экономят на расходе энергии).
Что же касается приборчиков измерителей КСВ-"мощности" - то если в режиме FM они действительно измеряют мощность (при работе на 50-Омный эквивалент нагрузки и без несогласованных кусков кабеля между рацией-прибором-антенной), то при работе в АМ они измеряют мощность несущей (которая не несёт информации о сигнале и является, по-сути, паразитным расходом энергии. В случае Штурманов мощность, "измеренную" таким прибором (если корректно измеряли) следует увеличить в 4 раза, т.к. измерили не выходную мощность передатчика, а мощность несущей.
4) Вообще на какой модуляции использовать КСВ проверки ? И мощность выходного каскада радиостанции, заявленная в тех. данных, это мощность потребления передатчика или что-то иное ? Мне показалось, что при разных способах модуляции, разная мощность передатчика радиостанции.

См. пункт выше- там об этом писал.

5)Можно ли использовать с этой радиостанцией стационарные антенны, установленные на крыше, скажем, частного дома (~7 метров от земли) ?

Разумеется ДА, и дальность связи вырастет очень сильно.
С уважением, Сергей Слинкин
Аватара пользователя
Serg
Site Admin
 
Сообщения: 2613
Зарегистрирован: 25 апр 2007, 12:37
Откуда: Москва

Re: Приобрел штурман 882М. Первые шаги. Отчет.

Сообщение Serg » 29 окт 2017, 22:12

5)Какие провода лучше использовать в качестве вибраторов самодельных антенн ? Цельные моножилы или из множества мелких медных нитей ? Я запутался.

Теоретически и практически - лучше "антенный канатик" - так с советских времён назывался многожильный провод, сплетённый из нескольких медных нитей. Это даёт и надёжность на изгиб, и более высокий КПД за счёт скин-эффекта (высокочастотные токи распространяются по поверхности проводника, а площадь поверхности у многожильного провода будет существенно выше площади поверхности одножильного при равном диаметре.
С уважением, Сергей Слинкин
Аватара пользователя
Serg
Site Admin
 
Сообщения: 2613
Зарегистрирован: 25 апр 2007, 12:37
Откуда: Москва

Re: Приобрел штурман 882М. Первые шаги. Отчет.

Сообщение Говорун » 29 окт 2017, 22:15

Сергей, спасибо за развернутые ответы! (Действовать методом тыка, и тем более без понимания, было очень непросто.)

Serg писал(а):Сделать отключение заряда не представляется возможным- т.к. в рациях пользователи используют разные аккумуляторы (разных типов - NiCd, NiMh, отдельные энтузиасты в погоне за мощностью даже NiZn - и разной ёмкости). Применённая схема зарядки наиболее адекватна и универсальна

Я имел ввиду - возможность отключения зарядки аккумуляторов (находящихся в отсеке) пользователем , а не автоматическое отключение зарядки.
:) Ну это так...Робкие мысли вслух.
Аватара пользователя
Говорун
 
Сообщения: 121
Зарегистрирован: 21 окт 2017, 14:33

Re: Приобрел штурман 882М. Первые шаги. Отчет.

Сообщение Serg » 29 окт 2017, 22:19

Говорун писал(а):Сейчас я использую антенну sirio shake mini. КСВ ниже 1.3-1.5 не снижается.

Весьма посредственная антенна... Если нужна высокая дальность связи (а в АМ ещё и качество связи, т.к. большая реактивная составляющая волнового сопротивления компактных антенн плохо влияет на линейность характеристик передатчика ,что в АМ приводит к ухудшению разборчивости передачи. В FM это не влияет на качество связи) - надо покупать антенны с длиной около 1,5м - такие антенны вполне адекватны по параметрам. Компактные автоантенны - это всегда компромисс между дальностью/качеством и удобством.
С уважением, Сергей Слинкин
Аватара пользователя
Serg
Site Admin
 
Сообщения: 2613
Зарегистрирован: 25 апр 2007, 12:37
Откуда: Москва

Re: Приобрел штурман 882М. Первые шаги. Отчет.

Сообщение Serg » 29 окт 2017, 22:26

Говорун писал(а):Я имел ввиду - возможность отключения зарядки аккумуляторов (находящихся в отсеке) пользователем , а не автоматическое отключение зарядки.

Когда мы изучали параметры современных NiMh аккумуляторов (которые чаще всего применяют в рациях нашего производства) - то производители заявляют, что в том режиме дозарядки (имеется в виду токи заряда, уменьшающиеся по мере заряда аккумуляторов), в котором аккумуляторы будут находится внутри батарейного отсека рации, аккумуляторы могут находится весьма длительное время (так, GP заявляет аж о целом годе беспроблемной эксплуатации в таком режиме). Конечно на год - и даже на неделю - мы не рекомендуем оставлять аккумуляторы на зарядке, но если передержать несколько лишних часов - или даже лишние сутки - ничего критического для здоровья аккумуляторов не случится при заряде в том режиме, который будет осуществляться в батарейном отсеке раций нашего производства от поставляемых нами сетевых адаптеров.
С уважением, Сергей Слинкин
Аватара пользователя
Serg
Site Admin
 
Сообщения: 2613
Зарегистрирован: 25 апр 2007, 12:37
Откуда: Москва

След.

Вернуться в Портативные радиостанции диапазона 27 МГц